linux-news
Создать аккаунт

 google staida 1В ноябре  2019 компания google официально запустит свой облачный игровой сервис Stadia

Для того, чтобы поиграть на начальном этапе  - потребуется приобрести набор, который будет состоять из фирменного контроллера, chromecast ultra (тв приставка) и сборника игр

 Для комфортной игры (720p 60 fps) будет достаточно 10 мб/с, для 4к в районе 35 мб/с. Чем выше битрейт - тем выше качество видео-потока

Очевидно, что нужно использовать проводное подключение, так как wifi (даже 5ггц) будет очень негативно сказываться на качестве и задержке

В дальнейшем они дадут возможность запускать сервис практически на любом устройстве, на котором будет установлен браузер google chrome

 

Серверные спецификации:

Custom 2.7 GHz hyperthreaded x86 CPU with AVX2 SIMD and 9.5 MB L2+L3 cache

Custom AMD GPU with HBM2 memory and 56 compute units capable of 10.7 teraflops

16 GB of RAM with up to 484 GB/s of performance

SSD cloud storage

 Перспективы (субъективное мнение)

Я слежу за облачными игровыми сервисами больше 10 лет. Есть несколько моментов, которые вызывают лично у меня множество вопросов

  1) Debian

Программную основу составляет операционная система GNU / Linux на базе дистрибутива Debian с поддержкой графического API Vulkan

 С одной стороны системы на базе linux гораздо лучше подходят для работы в сети (все провайдеры используют линуксовые или freebsd системы), являются бесплатными и открытыми, но с другой стороны они не совсем подходят для игр. Valve уже несколько лет работают над своей SteamOs, в библиотеке Steam множество игр под linux, но большая их часть плохо оптимизирована. Сами valve активно развивают proton (на основе wine), который позволяет запускать приложения с windows на linux. Для того, чтобы пользователи могли наслаждаться игрой - разработчики должены  полноценно портировать игры на debian. Для этого google придется их как-то мотивировать, так как разработка под linux - дело недешевое. 

На сегодняшний день большая часть пользователей пк использую ос windows, и лишь 3-4 процента используют linux - поэтому разработчики крайне редко портируют свои игры на данную систему

Google обещают множество игр от самых знаменитых издателей в том числе Rockstar Games,но верится с трудом (по крайней мере на начальном этапе). На сегодняшний день нет ни одной версии gta, которая выходила под Linux, тоже касается большинства современных хитов -  все они выходили только под windows. 

Для решения данной проблемы разработчики могут использовать wine, но это негативно скажется на производительности и стабильной работе. Для нормальной работы требуется полноценное портирование под debian, а это дополнительные затраты для разработчика (которые покрое google).

 Для примера запуск Resident Evil 2 remake на linux (используя wine)

 VIDEO - Resident Evil 2 Remake - Linux Vulkan

 Но если google докажут состоятельность своей платформы, то разработчики будут мотивированы работать с debian + многие пользователи начнут переходить с windows, на более дружелюбный и удобный linux 

 

2) Игры

 Основа любого игрового сервиса - это игры. Google анонсировали сборник игр, что является ошибкой (на мой взгляд). 10 лет назад в сервисе Onlive так же пытались брать 10 баксов за сборник игр и все помнят к чему это привело (банкротились дважды, хотя на сервис было потрачено около 1 млрд долларов). Крупные издатели отказывались выкладывать в сервисе свои игры, так как  прибыль за сборник получают все издатели, чьи игры в нем находятся. Такой подход выгоден мелким инди-разработчикам, но никак не гигантам по типу тех же Rockstar Games

Возможно google будут использовать комбинированный вариант, когда все новинки можно будет купить только по отдельности, а древние игры будут попадать в сборник. Данный метод использовался в Onlive и в сервисе Nvidia. Главным минусом этого является учет региональных цен (где-то игры стоят дороже, где-то дешевле) Witcher 3 стоил в Gog примерно 12 $, в то время как в сервисе Nvidia эта игра стоила в районе 50 $. Сегодня есть масса цифровых магазинов, где можно приобрести игру с хорошей скидкой, так почему нельзя дать возможность привязать к своему аккаунту те же steam, origin, uplay и т.д.? Это позволит пользователям играть в то, что уже было куплено, вместо повторной покупки тех игр, которые уже есть в библиотеке. Вопрос открытый

VIDEO - Сервис Onlive - Сборник игр за 10 $

 

3) Управление

Разработчики уже сообщили, что можно использовать практически любой геймпад, мышку, клавиатуру и т.д, но для более комфортной игры (и специальных фишек, по типу гугл ассистента) рекомендуется приобрести фирменный геймпад. Он будет работать через wifi и отправлять данные напрямую на сервера гугл, минуя клиентское устройство, что позволит снизить задержку.

Мне, как пк юзеру, не хочется играть на геймпаде, так как мышка/клавиатура значительно удобнее. Играя в нашем сервисе на мышке/клавиатуре, я не испытываю проблем. Если задержка до серверов в пределах нормы (для комфортной игры не выше 40 мс, но чем ниже, тем лучше), то в большинстве игр пользователь не будет испытывать дискомфорт (кроме киберспортивных дисциплин). Многие игры адаптированы под мышь, взять ту же доту. Даже с геймпадом от valve играть в доту было практически невозможно, что уж говорить про геймпад от гугл

 

4) Прибыль

Любой сервис быстро закроется, если не будет приносить прибыль. Тот же сервис Onlive был очень дорогим для инвесторов (вложили больше миллиарда), но из-за неправильной бизнес-модели быстро загнулся (сначала в августе 2012, затем в мае 2015) Очевидно, что абонентская плата и безлимит (для облачных сервисов) это очень плохая идея. Google рассчитывают на среднестатистического пользователя, который играет 1-2 часа в день (далеко не каждый день) Но что если пользователи начнут объединяться и делить время (я играю с утра, кто-то ночью и т.д.)? Очевидно, что при желании можно использовать до 90 % времени, вместо ~10 %. В будущем планируется отказаться от абонентской платы. Так откуда возьмутся деньги? Единственный вариант - это реклама, но сегодня google и так зарабатывает на рекламе. Для чего нужно  вкладываться в дорогущую облачную платформу? Вероятно они хотят получать процент с продаж, как представители платформы - и это станет основной Google Stadia, в результате чего игры станут дороже. На консолях  цена в 4000-5000 р за игру, которая проходится за 8-10 часов - давно стало нормой. Сервис даст огромному числу потенциальных пользователей готовую платформу (нажал 1 кнопку и играй на любом устройстве), но за это придется платить. 

Вывод:

Для создания платформы необходимы безумные вливания денег, но у Google они есть. Если они отнесутся к своему сервису серьезно (а не так как valve к своей steam os), то у них обязательно все получится. Очевидно, что для громкого старта нужен крутой козырь. И этим козырем может стать временая эксклюзивность GTA 6. Поживем увидим, ждать осталось недолго. В СНГ сервис заработает в 2020 году (по неофициальным данным)